Последние новости

20.09.2018
Открыт раздел с домашними заданиями для воспитанников группы №8 МБДОУ №65 «Ласточка» г.о. Мытищи.
18.09.2018
24 сентября  в 17:00 состоится родительское собрание в логопедической группе №8 МБДОУ №65 «Ласточка» г.о. Мытищи
14.09.2018
Проведена диагностика уровня речевого развития детей логопедической группы №8 МБДОУ №65 «Ласточка» г.о. Мытищи.

«Использование технологии песочной терапии на занятиях по речевому развитию».

23.01.2018 Использование технологии песочной терапии на занятиях по речевому развитию.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.
Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека-своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не только логопеду, но и воспитателю, начиная с трех лет.
Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет: - стабилизировать психоэмоциональное состояние; - совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; - стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; - развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию; - стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; - разнообразить способы сотрудничества. Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Игры с песком разнообразны: - обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; - познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.; - проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Выделяют пять шагов организации игрового процесса с песком.
Первый шаг — демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок При этом мы говорим детям следующее. «Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.
Четвертый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.
Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
Возможные варианты игр с песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
(Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.)
Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму. В этом мы сейчас с вами убедимся.
Упражнения «Ручеёк течёт» - льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами.
Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.
Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка.
Что можно делать с мокрым песком?  (На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.)
Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. Одновременно проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»
Существует похожая игра «Победитель злости»: мы с детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем плохое настроение, агрессию, страхи, затем разрушаем их, давая выход отрицательным эмоциям.
По вашим рисункам я вижу, что настроение у всех разное, и чтобы его улучшить, я предлагаю вам посадить «Цветы на клумбе». (Эта игра учит детей определять количество слогов в словах.)
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведём,
Названия цветов на слоги разобъём!
Один слог – в верхнюю сажаем,
Два слога – в центре оставляем,
Три слога – в третью грядку.
Теперь сажаем по порядку.
(Односложные слова: мак. Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра. Трёхсложные слова: ромашка, василёк, лилия, гвоздика).
После выполнения задания – вопросы:
- Опишите цветок по цвету, форме.
- Где растёт этот цветок?
- Какие цветы больше всего нравятся вам?
Детям можно предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на «клумбе».
Давайте украсим нашу клумбу «Цветными заборчиками». (Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия.) На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету.
Затем каждому ребенку предлагается выбрать из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, дети проговаривают предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…
Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
- Игры на расширение словарного запаса
- Игры на развитие фонематического слуха: «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др.
- Игры на развитие связной речи: «Пряталки», «Мой город» и др.
- Игры на освоение навыков чтения и письма: «Найди буквы и сложи слоги и слова», «Слепи букву», «Фея ударения», «Построй ступеньки» и др



Возврат к списку